Рыбалка

Первую рыбалку я помню когда мне было пять лет . В конце июня , когда начинает цвести черёмуха и берёза начинает выпускать первые листочки в сибирских реках начинает клевать хариус . Эта рыба самая осторожная , красивая , быстрая кто хоть раз ловил хариуса на мушку , ни когда не забудет .
   Мы с батей и старшим братом вечером добрались до нашей заимки , она была тридцать километров от ближайшей дороги и до посёлка было ещё столько же .
   На заимке у нас было большое зимовьё - изба с печкой в которой можно было жить круглый год . Построена она была из ангарской сосны и из далека при закате и восходе солнца брёвна сруба были золотые . Первым нас встретил брундук он был местный и нас не боялся ,часто мы его угошали длинными спагетинами котрые он дробил и засовывал себе за щеки.Его звли все Кешей и он был долгожителем ,стоило кому то утром встать рано и брякнуть посудой он прибегал и садился наблюдая чем это занимаются в такую рань люди?

[]

На берегу реки стояла баня она была срублена нижние венцы из лиственницы , а начиная с третьего с осины баня была белая и её было видно из далека . Угол бани нависал прямо над омутом , и когда напарившись или перегревшись я ложился на пол в воде я видел мулек и маленьких налимчиков .
   С полка напарившись сразу можно было нырять в речку .
   В конце июня на севере Сибири нет ночи , они белые просто на улице стоит свет как в пасмурную погоду и в ночь птицы не поют . С вечера мы приготовили удочки . Удочка это удилище из черёмухи которому привязаны леска не большое свинцовое грузило и мушка . Мушку делают сами , очень много вариантов и секретов у каждого рыбака свой . На крючок наматывается цветная, яркая , шерстяная нитка , и или волоски или пёрышки цветные петушиные . На голый кончик крючка можно одевать , это только для осторожных рыб , или червячка или кузнечика , но лучше всего бормаша - это такой жучок ручейник .
   Поднимаемся в четыре утра , одеваемся , пьём чай . Идём тропой в верх по реке поднимаемся как можно дальше . Это занимает пол часа , за это время просыпаются птицы , и песни их на все голоса слышны повсюду . Река не большая метров десять в ширину но это где пороги , а где омута она широкая , берега заросшие все черёмухой и как раз она сейчас цветёт . От её запаха которым пропитан весь берег никуда не деться . Маленькие белые лепестки сорванные ветром в некоторых уголках омутов образуют сплошное покрытие , и омут кажется белым .
   Делаем первый заброс очень сложно держать удилище на одном уровне и в тоже время весть его по течению . Первую рыбину вытаскивает брат , и буквально через пару секунд отец . Я чувствую резкий рывок и выкидываю своего первого хариуса на берег . Он мне кажется огромным хотя батя говорит грамм восемьсот.
   Когда я выдернул другую рыбину сердце у меня стучало кажется что слышали все ,я не выдержал и закричал потом мои надо мной смеялись и долго еще вспоминали ,но зато мой второй был самый крупный темный хариус переливавшийся всеми цветами радуги.
   Речка называлась Ямная и она оправдывала свое название омута были глубокие и если рыбина сильно заглотила приманку то уходя на глубину надо было сильно поупираться вытаскивая её .
    []

Так опускаясь по течению мы переходим через перекаты от омута к омуту . У нас прибавляются рыбины , чтобы они не пропали их перекладываем листьями чёрной смородины
   . В десять утра мы уже у зимовья, потрошим рыбу , ставим уху варить на костре , а остальную засаливаем в туесе из бересты . Придавив гнётом - это грузом круглым камнем весом килограммом три , и поставив в землю где выкопан был маленький погребок . Через сутки хариусов можно кушать , по вкусу эта рыба не сравнится с другой в ней нет костей а сама она такая нежная что её можно есть губами . Вокруг заимки были наши покосы , самое раннее что давала тайга после зимы это черемша или дикий чеснок по вкусу он ни с чем не сравнится мелко порезанную черемшу заправляют сметаной и подают к столу весной , она в это время содержит очень много витаминов . Черемшу едят не только свежую её так же засаливают в бочках на зиму .
   Мой отец работал в лесхозе и им давали план по сбору ягод , грибов и лекарственных растений . Черёмуху и чернику сушили в тени под навесом , также чёрную смородину .
   Клюкву и бруснику заливали водой и хранили в речке при постоянной температуре , когда она нужна была её доставали и она была как свежая .
   Поляны покосов были окружены берёзами и на этих берёзах рос гриб чага . Его пили за место чая заварки добавляя или смородину лист или сушеную землянику.
 []

У нас было около двадцати гектаров сенокоса ,и батя выкашивал их один .Мои первые воспоминания ,то что я помню это когда я первый раз увидел лес и реку.
   Мне все казалось таким огромным и копны и трактор на котором стояла косилка .
   Потом когда я пошел в школу отец садил меня на владимировца это трактор с двумя цилиндрами и я граблями собирал сухое сено в волока..
   Да в первом классе я рулил, сам мог перегнать трактор Т-25 с луга на луг.
   Мне нравилось когда заканчивался покос чистые луга ,а по краям березняк в котором красно все от кислицы -красной смородины.
   Её собирали мало так как она была нежной ягодой и везти далеко можно всю подавить.
   Брал меня отец один раз и на лабаз - засидка на зверя в основном лося или изюбря который выходит на болотину есть горькую трехлистку ,этим он лечится и избавляется от болезней.
   Лабаз это три столба из рядом стоящих деревьев на уровне четырех метров там площадка с поручнями что бы сидеть и не упасть.
   Но это другой рассказ про охоту.